Государственное регулирование

В настоящее время в России в сельскохозяйственном производстве ежегодно применяется более 180 тыс. т химических средств защиты растений (пестицидов) и более 3 млн. т. удобрений (агрохимикатов).

В связи с потенциальной опасностью деятельность в области обращения с пестицидами и агрохимикатами должна быть строго регламентирована. Ежегодный рост объема рынка пестицидов делает его чрезвычайно привлекательным для недобросовестных производителей и продавцов пестицидов.

До 1 августа 2011 года контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в сельскохозяйственном производстве осуществлял Россельхознадзор.

Однако в связи с вступлением в силу Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в связи с изменением редакции ст. 15 Федерального закона от 19.07.1997 № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» с 1 августа 2011 г. указанные полномочия у Россельхознадзора были изъяты.

Таким образом, в настоящее время ни за одним из ведомств не закреплены полномочия по:

* надзору за соблюдением регламентов применения пестицидов и агрохимикатов;

* контролю ввозимых на территорию Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов;

* выявлению и пресечению оборота пестицидов и агрохимикатов, не имеющих государственной регистрации, контрафактных и фальсифицированных;

* надзору за соблюдением правил и норм при хранении и реализации пестицидов и агрохимикатов, выявлению и пресечению оборота пестицидов и агрохимикатов, пришедших в негодность в результате неправильного или длительного хранения;

* выявлению незаконных свалок и захоронений запрещенных к применению или пришедших в негодность пестицидов и агрохимикатов и надзору за их ликвидацией в первую очередь на землях, используемых для сельскохозяйственного производства;

* проверке продукции растительного происхождения на её безопасность в части остаточного содержания пестицидов, наличия нитратов и других токсикантов, как заключительный этап проверки соблюдения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов при производстве данной продукции в России и за рубежом.

В настоящее время контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в России не осуществляются ни одним федеральным органом исполнительной власти. Впервые в мировой практике возник прецедент, когда государственный орган в области управления сельским хозяйством отстранен от контроля и надзора за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в сельскохозяйственном производстве и, соответственно, обеспечения безопасности продукции растениеводства.

В мировой практике контроль и надзор за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами доверяется только специалистам в этой области – агрономам, агрохимикам и, соответственно, государственным органам, отвечающим за обеспечение сельскохозяйственного производства. В абсолютном большинстве случаев контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами осуществляют аналогичные Россельхознадзору службы, государственные инспекции, комитеты.

В США, Европейском союзе, странах ОЭСР деятельность, связанная с оборотом пестицидов, строго регламентирована. Осуществляется учет используемых препаратов и постоянный контроль их качества и происхождения.

В ст. 5 Международного кодекса поведения в области распределения и использования пестицидов, Руководстве по контролю за качеством пестицидов (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) 2012 г.)) (далее – Кодекс) указывается, что «всеобъемлющее законодательство по контролю за качеством пестицидов (включая пестициды микробного происхождения) является одним из самых важных условий для обеспечения реализации пестицидов приемлемого качества. В законодательство необходимо включить, среди прочего, положения о контроле регистрации, лицензирования, производства, включая упаковку и переупаковку, маркировку, использование, рекламу, транспортировку, уничтожение и правоприменение (в том числе правонарушения, штрафы и проверки)».

Кроме того, в ст. 5.2 указывается, что орган, ответственный за контроль над пестицидами, должен быть непосредственно указан в законе о пестицидах.

Согласно ст. 1 Кодекса, «по расчетам ФАО порядка 30 процентов пестицидов, реализуемых ежегодно в развивающихся странах примерно на сумму 900 миллионов долларов США, не соответствует принятым международным стандартам качества. Если учитывать качество маркировки и упаковки, доля пестицидной продукции плохого качества в развивающихся странах еще выше».

Россельхознадзором в специально созданных химико-токсикологических лабораториях ежегодно проводилось около 14 тысяч исследований пестицидов, агрохимикатов и продукции растительного происхождения. В 2010 году было проверено 36 тыс. т пестицидов и агрохимикатов. При этом 464 т пестицидов и 3,5 тыс. т агрохимикатов оказались фальсифицированными.

Россельхознадзором ежегодно предотвращался оборот около 3,5 тыс. т пестицидов и агрохимикатов, не имеющих государственной регистрации. За годы деятельности Россельхознадзором было выявлено 136 несанкционированных захоронений запрещенных к применению или пришедших в негодность пестицидов, в которых находилось с советских времен около 30 тыс. т химических веществ. По инициативе Россельхознадзора 52 субъекта Российской Федерации приняли специальные программы по ликвидации таких пестицидов. В результате ежегодно вывозилось на специальные полигоны 3-4 тыс. т для утилизации или захоронения.

Результатом активной работы Россельхознадзора в течение 6 лет явилось улучшение ситуации в этой сфере. Количество случаев выявления фальсифицированных и/или фальсифицированных пестицидов и агрохимикатов за период 2006-2010 ежегодно уменьшалось (с 928 в 2006 г. до 275 в 2010 году).

Как заключительный этап проверки соблюдения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов ежегодно проверялась безопасность 12-15 млн т продукции растительного происхождения. В 2008-2010 гг. выявлялось до 1,5 тыс. партий опасной продукции, из них более 80% импортной.

При этом в полномочия Роспотребнадзора входит контроль соблюдения хозяйствующими субъектами санитарно-гигиенических требований при производстве и применении пестицидов и агрохимикатов в рамках законодательства о санитарно-гигиеническом благополучии населения, а также установление предельно допустимых норм содержания пестицидов в объектах окружающей среды, в том числе в пищевой продукции.

Вместе с тем превышение в сельскохозяйственной продукции максимально допустимых уровней действующих веществ пестицидов является прямым следствием нарушения регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, допущенных при ее производстве и/или хранении. Кроме того, зарубежные производители ряда стран, пользуясь пробелами в российском законодательстве, сознательно увеличивают нормы применения пестицидов на продукции, предназначенной для экспорта в Россию, с целью избежать возврата груза по причине наличия в нем карантинных для ЕАЭС объектов.

При этом контроль безопасности пищевой продукции на предмет соответствия её гигиеническим требованиям в части содержания остаточных количеств действующих веществ пестицидов в настоящее время осуществляется Роспотребнадзором на объектах розничной торговли, когда небезопасная продукция уже разделена на мелкие партии и находится в обращении.

Проблема, связанная с отсутствием указанного контроля, неоднократно поднималась на различных совещаниях и конференциях Россельхознадзором, общественностью и добросовестными производителями средств защиты растений, удобрений и растениеводческой продукции. Россельхознадзором направлялись письма в Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти.

Решением указанных проблем является внесение в законодательство в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами изменений, предусматривающих наделение Россельхознадзора полномочиями на этот вид контроля по принципу «от поля до прилавка», в том числе в отношении продукции, завозимой из других стран.

Согласно подпункту «е» пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам развития сельского хозяйства 24 сентября 2015 г. (утвержден 09.10.2015 Пр-2083) Правительству Российской Федерации надлежало до 31 марта 2016 года обеспечить наделение Россельхознадзора полномочиями по осуществлению контроля (надзора) за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами в ходе их производства, применения, реализации, транспортировки, хранения, уничтожения, ввоза в Российскую Федерацию. До настоящего времени указанное поручение, а также поручение Президента от 30.10.2017 № Пр-2197 (подпункт «б» пункта 1) не исполнены.

Внесению указанных изменений, определенных Президентом и Правительством, препятствует позиция ряда служб, в том числе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека и Министерства экономического развития.

Россельхознадзор, со своей стороны, в рамках выполнения мероприятий по реализации государственной политики в области химической и биологической безопасности считает необходимым:

* проводить исследования безопасности отечественной и импортной сельскохозяйственной продукции в местах её производства и ввоза в Российскую Федерацию для своевременного предотвращения поступления в оборот небезопасной продукции и возможности установления хозяйствующего субъекта, ответственного за нарушение законодательства в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами;

* взять под государственный контроль (надзор) применение пестицидов и агрохимикатов, не допускать использование контрафактных, фальсифицированных и незарегистрированных препаратов, выявлять места их производства, хранения и реализации. Не допускать использование гражданами пестицидов, не предназначенных для ЛПХ, контролировать применение пестицидов авиационным методом, своевременно оповещая население и пчеловодов об их применении;

* реализовать программы по ликвидации многолетних свалок и захоронений опасных непригодных пестицидов и тары из-под них.

Антон Фадеев
Руководитель Агентства Плодородия

Лицензированные Ростехнадзором склады временного хранения пестицидов