В Госдуме признали ошибочность ослабления надзора за пестицидами в 2011 году. Контроль будет усиливаться

17.04.2023

Контроль со стороны государства за оборотом пестицидов будет усиливаться, а решения о его ослаблении в 2011 году были ошибочными. Об этом в ходе круглого стола Комитета по аграрным вопросам Госдумы по вопросам нормативно-правового регулирования пестицидов и агрохимикатов заявил член комитета, депутат Сергей Лисовский

«То, что мы в 11-м году, скажем так, лишили контроля государства над использованием этих веществ – это, конечно, большая ошибка, и она ни к чему хорошему не привела. Мы несем огромные потери из-за тех решений, а те люди, которые приняли эти решения, безответственно ушли и не ответили за них», — заявил Сергей Лисовский, под чьим председательством проходил круглый стол.

Он отметил, что по информации Россельхознадзора, только при выборочном контроле транспорта на российско-казахстанском участке границы задержаны шесть тонн препаратов из Казахстана и Киргизии. 

«Сколько их на самом деле, невозможно просчитать, это были выборочные проверки. При этом наказание ограничивается одной тысячей рублей для водителя, а все расходы по утилизации ложатся на бюджет», — подчеркнул депутат.

Участвовавший в мероприятии заместитель руководителя Россельхознадзора Антон Кармазин отметил необходимость расширения полномочий Россельхознадзора по проверке пестицидов и агрохимикатов, включив в них контроль за действующими веществами и отечественными производителями пестицидов и агрохимикатов. Сегодняшняя версия закона 109-ФЗ даёт полномочия Россельхознадзору по проверке только импортных пестицидов и соблюдению регламентов применения при использовании пестицидов и агрохимикатов.

Также Антон Кармазин сообщил, что Россельхознадзором за 3 месяца выявлено 1 700 случаев превышения максимально допустимого уровня содержания пестицидов (МДУ) в импортируемой продукции, а еще в 600 случаях МДУ на пестициды не установлены. Кроме того, российские показатели МДУ в тысячи раз выше европейских норм, что позволяет завозить в Россию непригодные для европейцев продукты, которые могут представлять опасность для населения.

По его словам, настоящее законодательство не обеспечивает безопасное обращение с пестицидами, как в целях охраны окружающей среды, так и в целях безопасности и здоровья человека. Нормой законодательства также не определено, что такое контрафакт, как за ним следят, как пресекают этот вид правонарушений.

Со стороны производителей оппонировал представителю Россельхознадзора генеральный директор АО «Щелково Агрохим» Салис Каракотов. По его мнению, на данный момент контроль со стороны госорганов является избыточным.

Он отметил, что затраты на регистрацию пестицида составляют от 30 до 60 млн руб. И недопустимо вносить в закон возможность отзыва свидетельств о государственной регистрации даже при условии нарушения обязательств со стороны регистрантов.

Стоит отметить, что в предлагаемом варианте сегодня законопроекте при непредоставлении образца зарегистрированного пестицида или агрохимиката Россельхознадзор может обратиться в межведомственную комиссию с предложением отзыва свидетельства о государственной регистрации.

В своем выступлении Заместитель директора Буйского химического завода по развитию Анатолий Ладухин обозначил, что государство не содействует импортозамещению, поскольку для отечественных производителей агрохимикатов [как и для всех остальных пестицидов и агрохимикатов – прим. редакции] требуется проводить перерегистрационные действия каждые 10 лет. По его мнению, данные процедуры являются излишними.

Представители бизнеса выразили недовольство действием системы контроля пестицидов и агрохимикатов ФГИС «Сатурн». Основной проблемой в использовании является необходимость создания дополнительных рабочих мест, которые не влияют на основной производственный процесс и не увеличивают финансово-экономические показатели производителей пестицидов и агрохимикатов. То есть приносят производителям дополнительные издержки. Михаил Данилов, генеральный директор АО Фирма «Август», также высказался против использования системы ФГИС «Сатурн». По его мнению, это приводит к применению бытовых пестицидов и агрохимикатов в сельском хозяйстве. На что Антон Кармазин возразил, что включение в систему ФГИС «Сатурн» несельскохозяйственных пестицидов наоборот способствует усилению контроля за неправильным применением таких пестицидов и агрохимикатов.

Представители пчеловодства выступили за необходимость запрета применения пестицидов 1 и 2 класса опасности, а также жесткого ограничения периодов применения пестицидов. Также поступило предложение по установлению уголовной ответственности за нарушение регламентов применения пестицидов и агрохимикатов.

Выступая на Круглом столе, директор ФГБУ «ВНИИ Экология» Даниил Путятин заявил, что необходимо ввести обязательные лабораторные регистрационные испытания. Устанавливаемый регламент применения должен быть проверен не только математической моделью, но и непосредственными лабораторными испытаниями препаративной формы пестицидов. Использование только математической модели не позволяет всесторонне оценить опасность для окружающей среды при применении пестицидов. В связи с чем необходимо внести изменения в 109-ФЗ в части проведения регистрационных испытаний.

Заместитель директора Департамента растениеводства, механизации, химизации и защиты растений Министерства сельского хозяйства Российской Федерации Ирина Широкова отказалась от выражения позиции Минсельхоза России по теме Круглого стола.

В свою очередь директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Роман Мальцев сообщил, что на территории страны более 20 объектов, складов с брошенными пестицидами и ядохимикатами, причем, на них нет никакой упаковки и маркировки.

«Специалисты Росприроднадзора выезжают на данные объекты, но их лаборатории не заточены под эти вещества. Поэтому мы в пилотном режиме привлекаем Россельхознадзор, чтобы понять, что это. Вопросы уничтожения брошенных и просроченных пестицидов ни чем не регулируются, никто за это не отвечает», – сказал Роман Мальцев.

Президент Росохотрыболовсоюза Татьяна Арамелева сообщила, что неумелое применение пестицидов привело к тому, что в южных регионах России численность мышевидных грызунов теперь всегда будет на высоком уровне. Для решения этой проблемы необходимо на уровне Минприроды разрабатывать систему контроля популяции мышевидных грызунов. По её информации в марте 2023 года продолжилась массовая гибель птиц и животных из-за применения пестицидов, которая началась осенью 2022 года. 

Поспорил с ней Салис Каракотов, сказав, что причиной массовой гибели животных и птиц является отсутствие действий со стороны ФТС и Россельхознадзора, допустивших ввоз в Россию запрещенных к применению фосфидных пестицидов. Он считает, что, базируясь на этой проблеме, государственные органы хотят усилить проверки добросовестных производителей.

Заключительное слово Сергей Лисовский адресовал производителям пестицидов и агрохимикатов: «Вы занимаетесь очень опасным ремеслом – опасным производством. И даже небольшое нарушение регламента либо состава или концентрации ваших веществ приводит к таким последствиям, что лучше пусть у вас будет десятикратный контроль и у вас будет больше сотрудников, чем мы будем рисковать здоровьем наших людей и будущим нашей страны».

Мнение Антона Фадеева, руководителя Агентства плодородия

По нашему мнению, изменение 109-ФЗ назрело давно, в текущем виде закон из-за действий Минэкономразвития является «дырявым», особенно в части регистрационных действий имеет межведомственную разрозненность, которая наверняка приводит к коррупционным действиям на местах. Весь процесс регистрации выглядит так, будто направлен на зарабатывание денег профильными институтами.

Только концентрация всех контрольно-надзорных функций в руках Россельхознадзора позволит навести порядок в области регистрации и применения пестицидов и агрохимикатов, что приведет к снижению негативного влияния на здоровье человека и окружающую среду.

В ходе круглого стола Антон Кармазин, заместитель руководителя Россельхознадзора, заявил, что производители пестицидов, видимо, специально скрывают состав своей продукции и то, регистрируя и продавая совершенно разные препараты. По нашим данным, это действительно так и зачастую производители не только меняют компоненты состава, но и производителей действующего вещества без изучения их негативного воздействия. А при регистрации пестицидов Роспотребнадзор в части изучения длительного воздействия пестицидов и агрохимикатов на здоровье населения рассматривает только примеси, указанные в документах на действующее вещество. Таким образом, замена производителя действующего вещества без информирования Роспотребнадзора делает несостоятельным токсиколого-гигиеническое заключение Роспотребнадзора.

Обоснование производителей пестицидов о невозможности предоставить образец до серийного производства лично у меня вызывает недоумение, так как образец пестицида применяется для проведения регистрационных испытаний, в том числе и по воздействию на человека и окружающую среду. Производителям ничто не мешает предоставить этот образец в Россельхознадзор.