Министерство сельского хозяйства России своими действиями блокирует инициативу Ростехнадзора по идентификации пестицидов в целях их отнесения к опасным веществам.
Ранее Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) направила обращения в сельскохозяйственное ведомство и Росприроднадзор, в которых предлагала вместе поработать над правильной идентификацией пестицидов в целях их отнесения к опасным веществам. Ведомству, занимающемуся технологическим надзором, это необходимо в том числе для правильной классификации опасных производственных объектов, на которых осуществляется производств или оборот агрохимикатов.
Так, в обращении в Минсельхоз указывалось, что для идентификации пестицидов нужны следующие данные:
- Средняя смертельная доза при введении в желудок;
- Средняя смертельная доза при нанесении на кожу;
- Средняя смертельная концентрация в воздухе;
- Средняя смертельная доза при ингаляционном воздействии на рыбу в течение 96 часов;
- Средняя концентрация яда, вызывающая определённый эффект при воздействии на дафнии в течение 48 асов;
- Средняя ингибирующая концентрация при воздействии на водоросли в течение 72 часов.
Фактические значения показателей пестицида (как опасного вещества) по пунктам 1-3 должны быть указаны в экспертном заключении по токсиколого-гигиенической оценке агрохимиката, а по пунктам 4-6 – в заключении по оценке его воздействия на окружающую среду. Эти заключения представляются компаниями, подающими заявки на регистрацию пестицидов, в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
В этой связи Ростехнадзор предложил Минсельхозу рассмотреть возможность обмена необходимой информацией между органами власти, а также осуществлять их открытую публикацию.
«Это позволит владельцам опасных производственных объектов осуществлять их обоснованную идентификацию, а надзорным органам проводить целенаправленный контроль обращения опасных веществ», — было сказано в письме.
Росприроднадзору же было предложено включить в структуру проведения государственной экологической экспертизы критерии, описанные в пунктах 4-6 «для повышения безопасности объектов, окружающей среды и инфраструктуры».
В ответ на обращение Ростехнадзора, Минсельхоз России, никак не обозначив свою позицию, лишь перенаправил ответы, полученные от Росприроднадзора и факультета почвоведения МГУ им. Ломоносова, являющегося организацией выдающей заключения по оценке воздействия пестицидов на окружающую среду.
Представитель Московского госуниверситета сообщил, что готов предоставить данные по запрашиваемым пунктам 4-6 о всех зарегистрированных пестицидах.
Росприроднадзор же в своих ответах и в Минсельхоз, и в Ростехнадзор указал, что сведения из пунктов 4-6, являясь частью санитарно-эпидемиологической экспертизы, не попадают к ним, хотя, безусловно, должны использоваться при государственной экологической экспертизе. Более того, ведомство Светланы Радионовой обращалась в Минприроды с просьбой включить соответствующее положение в изменяемый федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Статус этой инициативы из переписки не ясен.
В итоге, единственным органом государственной власти, который обладает всеми данными об опасных агропрепаратах является Минсельхоз России, который осуществляет их регистрации. Однако министерство такими сведениями с коллегами из Ростехнадзора по неясным причинам делиться не хочет.