ЕС не может сократить использование пестицидов

12.02.2020

ЕС должен улучшить статистику по пестицидам, разработать более качественные индикаторы риска и сделать выплату сельскохозяйственных субсидий аграриям одним из основных условий внедрения комплексной борьбы с вредителями, следует из нового отчета, опубликованного на прошлой неделе Европейской Счетной палатой (ECA)

Средства защиты растений («пестициды») применяются для защиты сельскохозяйственных культур от сорняков и фитопатогенов, однако, неразумное использование этих продуктов создает риски для здоровья человека, в том числе из-за остатков пестицидов в пище, а также может оказывать обширное негативное влияние на окружающую среду.

Основная цель аудита состояла в том, чтобы оценить, снизили ли действия, предпринятые Евросоюзом, риски, связанные с использованием пестицидов.

Аналитики провели собеседования с сотрудниками генерального директората Европейской комиссии, отвечающего за политику (сельское хозяйство и развитие сельских районов, здоровье и безопасность пищевых продуктов и окружающая среда), а также посетили три государства-члена (Франция, Литва и Нидерланды).

В целом результаты оказались неутешительными. Меры, принятые Комиссией и государствами-членами, оценены как недостаточные.

Несколько стран-членов ЕС опоздали с полным транспонированием директивы 2009 года об устойчивом использовании пестицидов. Комиссия начала процедуры о нарушениях в отношении Болгарии и Люксембурга в 2012 году, но не проверила полноту или правильность транспонирования директивы другими государствами-членами.

Комиссия также опоздала с отчетом перед Европейским парламентом о выполнении директивы.

Первый отчет в парламент ожидался в ноябре 2014 года, но был представлен только в октябре 2017 года. Несмотря на то, что с тех пор Комиссия предприняла более активные действия, она по-прежнему не может точно контролировать последствия или риски, связанные с использованием пестицидов.

Есть 487 активных веществ, одобренных для использования в средствах защиты растений, но только 16 (3%) одобрены как продукты с низким уровнем риска.

Государства-члены могут применять меры помощи аграриям для поддержки органического земледелия, но в настоящее время площадь под органическим сельским хозяйством в ЕС составляет всего 7% от общей площади сельскохозугодий.

«Возможность надлежащим образом решить эту проблему была предложена программой новой Общей сельскохозяйственной политикой, но, к сожалению, была упущена», — сказал Само Джереб, член ECA из Словении на брифинге для прессы в Брюсселе 5 февраля.

Только в июне 2019 года — через 10 лет после принятия директивы — Комиссия начала использовать в своей работе обновленные индикаторы риска для оценки общего применения пестицидов в государствах-членах. И вряд ли какое-либо подразделение в Комиссии ответит за проволочки, считают эксперты.

По данным комиссии, применение агрохимии сократилось на 20%, но так ли это?

Ведь у Еврокомиссии практически нет доступа к статистическим данным, собранным Евростатом, ее собственным статистическим управлением.

Государства-члены передают Евростату данные по каждому действующему веществу в применяемых пестицидах, но по соображениям конфиденциальности Евростату не разрешается публиковать подробные статистические данные. Евростату даже не разрешают делиться данными с соответствующими генеральными директоратами. В итоге, Еврокомиссия знает о продажах пестицидов, но не о фактическом использовании.

«Комиссия должна определить цель на уровне ЕС, но для этого нужны адекватные данные», — сказал Само Джереп на брифинге.

Другим важным вопросом в отчете является внедрение интегрированной борьбы с вредителями (IPM), которая стала обязательной с 2014 года для фермеров. IPM означает использование пестицидов только в том случае, если профилактика и другие методы неэффективны.

Однако нет четких критериев для конкретных требований и условий по внедрению IPM.

На вопрос журналистов The Brussels Times о том, включит ли Комиссию конкретные требования по внедрению интегрированной защиты растений в будущую стратегию в области биоразнообразия, был получен следующий ответ.

Представитель Комиссии заявил, что «прежде всего государства-члены несут ответственность за то, чтобы преобразовать общие принципы IPM во внутрихозяйственные обязательства».

«Юридическое предложение Комиссии о будущем сельскохозяйственной политики (CAP) и субсидий фермерам уже включает в себя те общие принципы IPM, которые соответствуют измеримым требованиям и могут быть проверены на уровне ферм, что позволяет государствам-членам включать соответствующие обязательства для фермеров (например, севооборот) в условия ведения хозяйственной деятельности», сказал он.

Антон Фадеев
Руководитель Агентства Плодородия

Лицензированные Ростехнадзором склады временного хранения пестицидов